Создание положительной мотивации на уроке (рекомендации молодому учителю)

Администратор Путешественник–эксперт
Толстихина Елена Олеговна
Грамота Медаль
Сообщений: 20
Тарбагатай
10 дней назад
« Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский
Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
 К учебным мотивам относятся:
 Собственное развитие в процессе учения;
 Действие вместе с другими и для других;
 Познание нового, неизвестного;
 Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни;
 Процесс учения как возможность общения;
 Похвала от значимых лиц;
 Процесс учёбы как привычное функционирование;
 Учёба ради лидерства и престижа;
 Стремление оказаться в центре внимания;
 Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости
Ваша задача: подобрать полезные рекомендации, создать небольшую копилку для молодого учителя.

Выпишите этот фрагмент и напишите к нему свой комментарий ( комментарий к фрагменту должен быть обязательно) или своё размышление. За это вы получите, как минимум , 1 балл. А если ваш комментарий будет интересен, оригинален, ярок, вы получите не один балл, а больше. Ваш индивидуальный вклад оценит модератор
Оставьте этот фрагмент со своим комментарием на форуме «Миры педагогики». Это будет началом новой тропинки в таинственном мире «Педагогика». Любой желающий сможет пойти по этой тропинке вслед за вами.
Чем больше желающих захотят откликнуться своими комментариями, тем больше рейтинговых баллов вы заработаете.
Каждый новый отклик будет дарить вам новый балл, даже если вы сами больше ничего не будете делать! Потому что большое количество откликов будет означать , что вы нашли действительно интересный фрагмент и сумели разбудить внимание публики!
Редактировалось: 2 раза (Последний: 3 января 2014 в 13:33)
Елена Олеговна
Администратор Путешественник–исследователь
Татьяна Сергеевна Соколова
Сообщений: 4
164 дня назад
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский


Современный мир открывает разные двери для каждого ребёнка, благодаря тому, что нужную информацию он черпает из книг, Интернета,... В школе создаются комфортные условия, но интерес к учению возникает не у каждого школьника... Почему?
Всем известна поговорка "Аппетит приходит во время еды". Вероятно, и к учёбе интерес возникнет тогда, когда "дети, по возможности, будут учиться самостоятельно, а учитель будет направлять"?
Например, мы (я и мои малыши) участвуем в различных сетевых учебных проектах. Что даёт такая работа детям? Повышается ли интерес у учёбе?
1. Принимать участие в учебном проекте или нет? На этот вопрос ребёнок отвечает сам, сам принимает решение. Вот и мотив, осознанная значимость
2. Все темы учебных проектов взяты авторами из курса начальной школы (например, из курса "Окружающий мир") Значит, все полученные умения ученики могут использовать на уроках, это способствует повышению мотивации у детей
3. Вся работа в учебных проектах основывается на групповой работе. Значит, малыши учатся слушать, слышать друг друга, принимать общее решение, планировать предстоящие действия, что помогает развитию интереса к учению у учеников.
4. Ребята учатся оценивать не только свой результат работы, но работу других команд. Повышение интереса к учёбе
5. Учебные проекты направлены на развитие у учеников критического мышления (умение находить нужную информацию, "пропускать её через себя", применять на практике).
6. Малыши учатся исследовать изучаемый объект.
7. Дети, которые успешно поработали в проекте, получают сертификат (так пополняется портфолио), для многих - это мотив
8. Вся деятельность освещается в блоге класса.
9. Результаты работы (материалы) используются на уроках , внеклассных занятиях учителями, учениками из разных городов нашей страны. Это повышает мотивацию к учению.
Такая работа, думаю, создаёт благодатную почву для появления устойчивого интереса к учению, помогает развивать исследовательские умения, так формируется умение учиться у младших школьников.
Редактировалось: 10 раз (Последний: 3 января 2014 в 21:10)
Администратор Путешественник–эксперт
Светлана Леонидовна Шишмарёва
Награда
Сообщений: 13
п. Тарбагатай
284 дня назад
Мотивация - это не информация! Мотивация - это эмоции!!! Если Вы заготовили супер мотивационную речь, но проговорили ее сухо и монотонно - Вы не мотивировали. Вы просто доносили информацию. А этого мало!
Когда Вы мотивируете - внутри Вас должна гореть страсть! Бурлить эмоции! Мотивация нужна чтобы создать действия! А для действий нужна энергия. Соответственно энергия должна быть в каждом Вашем слове, Другими словами весь образовательный процесс должен быть насыщен положительными эмоциональными всплесками, только в этом случае мы можем говорить о создании положительной мотивации на уроке.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 3 января 2014 в 23:10)
Светлана Леонидовна
Администратор Путешественник–исследователь
Татьяна Деревякина
Активный пользователь сайта
Сообщений: 4
199 дней назад
Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия. При этом он может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного внутреннего доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.
Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребёнка. От эмоций зависит успех взаимоотношений с окружающими, успех его социального развития. Эмоции влияют на развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, предопределяют формирование черт характера личности.
Душевная копилка (так назову эмоции ребёнка) ребёнка работает день и ночь. Её богатство зависит от того, что мы туда кладём.
Администратор Путешественник–исследователь
Татьяна Сергеевна Соколова
Сообщений: 4
164 дня назад
А ещё много интересного можно взять здесь, здесь joke
Редактировалось: 1 раз (Последний: 5 января 2014 в 12:20)
Администратор Путешественник–исследователь
Татьяна Деревякина
Активный пользователь сайта
Сообщений: 4
199 дней назад
“….без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мире
знаний и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока”.
Ш. А. Амонашвили.
Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях, вызывает положительные эмоции. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
О. С. Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1. Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.
2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.
Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности.
Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей.
В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально.
В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
Нужно продумать поэтапное распределение игровых моментов на уроке :
• в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка;
• в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы;
• в конце урока может носить поисковый характер.
Конспект урока с игровыми элементами [http://festival.1september.ru/articles/568105/]
Игры в начальной школе - [http://1-4mag.ru/articles/igry-v-nachalnoj-shkole]
Полезную информацию можно найти на сайте для учителей начальной школы [http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru]
О развитие познавательной активности учащихся начальной школы читайте [http://osls.ru/?page_id=3496]
Редактировалось: 1 раз (Последний: 5 января 2014 в 13:53)
Администратор Путешественник–эксперт
Марина Ведерникова
кубок
Сообщений: 6
п. Тарбагатай
2 дня назад
Эффективность урока в значительной мере предопределяется степенью активности и заинтересованности учащихся в учебно-познавательном процессе, тем, насколько у них выработана положительная установка на учебно-познавательную деятельность вообще и конкретный учебный предмет в частности.
Я думаю, что в создании положительной мотивации большую роль играет интерес. И поэтому считаю, что «интерес» является одним из сильных стимулов обучения. «Интерес» повышает качество урока, его результат. По моим наблюдениям, материал на уроках усваивается быстрее, так как ученику интересно. Обычно интерес к уроку стараюсь поддерживать необычными приемами, новизной при объяснении темы. Часто в своей практике использую нестандартные формы урока: путешествия, экскурсии, семинары, игры, конкурсы, решение творческих задач, исследовательских уроков, создание проектов и т.д. Часто использую проблемные задания, которые выполняют мотивационную функцию, позволяют вспомнить то, что знали, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано открытие нового знания. Поэтому нахожу полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации и привлекаю учащихся к их обсуждению, выведению гипотез и их решению.
При решении проблемы предлагаю учащимся находить нужную информацию, аргументы в сети интернет. На уроках использую интерактивную доску, что позволяет сделать урок более интересным.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить роль внутренних мотивов.
Факторами, влияющими на формирование положительной мотивации являются: ситуация успеха, разнообразные приемы работы, эмоциональная и доброжелательная атмосфера, дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении детей, возможности каждому ученику выступать активным участником образовательного процесса, приемы развития коммуникативных навыков. Умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Администратор Путешественник–исследователь
Людмила Александровна Домашевская
Активный пользователь сайта За ответственное отношение к работе
Сообщений: 4
меньше минуты назад
«Мотивация – это человеческое стремление… Проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным»,- А. Маслоу
Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах. Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»


Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребитем.
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)


— Почему ты ходишь в школу?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто, например, путем выбора задания, темы презентации и т.д.
КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»


Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 6 января 2014 в 13:05)
Администратор Путешественник–исследователь
Татьяна Сергеевна Соколова
Сообщений: 4
164 дня назад
Многие учителя нашей школы бесплатно получают электронную газету "Первое сентября". На её страницах можно найти много полезного материала, например, здесь, здесь, здесь, здесь.
Главная задача заключается в том, чтобы найти время, прочитать, пропустить через "себя" и применить joke
Редактировалось: 4 раза (Последний: 6 января 2014 в 15:30)
Администратор Путешественник–исследователь
Татьяна Деревякина
Активный пользователь сайта
Сообщений: 4
199 дней назад
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Уроки-игры, уроки-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Путешественник - гость
Анастасия Жеребцова
Награда
Сообщений: 1
п. Тарбагатай
3 дня назад
Доверие – лучший мотиватор.

"Больше всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие".
Франсуа де Ларошфуко.

В наш стремительный век известно много способов повышения мотивации учеников на уроках. Столько разных педагогических технологий, ну и несомненно, новейшие информационные технологии.

Мне бы хотелось напомнить о древнейшей технологии повышения мотивации у учащихся, а именно о Доверии. Казалось бы, нет ничего проще: войди в класс поговори с детьми и доверься им…….Но нет, Доверие может сыграть с Вами злую шутку. Не стоит забывать о том, что ученики в школе –это дети!

И ваша главная задача - определить границы доверия, лишь сделав это, возможно говорить о Доверии, как о педагогической технологии.

Следует выделить несколько этапов ведущих к гармонии между учителем и детьми:
1.Помочь детям поверить в себя (в нашем случае –поверить в то, что они смогут овладеть иностранным языком). Для этого оставляем несколько уроков для обычных бесед за круглым столом. «Я и думать не могла в детстве, что смогу выучить иностранный язык!» , или «Мне иногда не верится в то, что я учитель иностранных языков» - такие фразы чаще всего ломают барьер напряжённости между учителем и учениками и мы начинаем нашу беседу. В процессе беседы стараюсь выделить основные проблемы учащихся, главная из которых – Страх сказать неправильно! - т.е. ребёнок чаще всего не говорит, потому что просто боится сказать не правильно. Так вот в этих случаях, нужно постараться взять за руки ученика ,взглянуть ему в глаза и сказать: «Не бойся говорить, нет ничего страшного в том, если скажешь не правильно, я рядом и помогу. » Именно помогу ,а не исправлю! Дайте понять ученикам, что Вы в первую очередь помогаете им овладеть иностранным языком ,а не учите их. Дети не очень любят учиться, а вот помощь примут с лёгкостью. «Не бойтесь остановить меня, если вы не поняли или не успели! Мне не трудно я Вам помогу!», «Не бойтесь говорить ,что у Вас не получается, Ни у кого не получается всё сразу!» - слова, которые приведут вас к взаимопониманию с детьми.
2.За урок успеть заглянуть каждому в глаза! В классе часто складывается ситуация, когда успевающие ученики выкрикивают и не дают сказать другим. Так вот следует научить детей тому, чтобы дали отвечать ребенку, которого спросили. Помочь ответить тем, у кого не получается. Заглянуть им в глаза и взглядом дать понять ,что Вы рядом и готовы помочь.
3.И вот уже на третьем этапе Вы начинаете им доверять, а именно просите их помочь Вам решить задачу с поиском эффективных заданий, которые помогли бы им лучше и быстрее овладеть иностранным языком.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 1 октября 2014 в 09:32)
Анастасия
Администратор Путешественник - гость
Ирина Турушева
Сообщений: 1
c.Тарбагатай
339 дней назад
Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Все ответы, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. От умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.
Формирование мотивов важно начинать уже с младшего школьного возраста, когда английский язык преподается в игровой форме. Психологические наблюдения показывают, что при наличии у ребенка устойчивых мотивов учения возрастает успешность учебной деятельности, легче усваивается учебный материал, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируются внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

Творчество как способ положительной мотивации обучения на уроках английского языка
Редактировалось: 1 раз (Последний: 21 сентября 2014 в 20:32)
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.