Терминология и информационный комплекс, обеспечивающий внедрение профессионального стандарта педагога

 

№ п/п

Определение

Обозначение

1.        

Адаптированная образовательная программа

Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

2.        

Аттестация

Оценка квалификации работников, проводимая работодателем на основании профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, утвержденных в установленных законодательством порядке, трудовых договоров, должностных инструкций (регламентов), локальных нормативных актов

3.        

Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Процедура оценки квалификации с целью подтверждения соответствия уровня квалификации педагогических работников занимаемым или замещаемым ими должностям, основанная на профессиональном стандарте педагога, и предполагающая по итогам ее прохождения формирование предложений о необходимости и направленности повышения квалификации педагогических работников

4.        

Аттестация в целях установления квалификационной категории (дифференцированного уровня квалификации) в форме профессиональный экзамена

Оценка квалификации педагогических работников на уровень профессионализма в системе дифференцированных уровней квалификации (квалификационных категорий), которая может быть получена как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника в результате прохождения процедуры независимой сертификации персонала

5.        

Аудит

Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований

6.        

Вид профессиональной деятельности

1. Совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

2. Совокупность трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда, сложившиеся в конкретном производственном или бизнес-процессе;

7.        

Внешний аудит

Аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлён надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

8.        

Внутренний стандарт образовательной организации

Документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам

9.        

Внутренний аудит

Аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведён для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям

10.     

Воспитание

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

11.     

Дифференцированные уровни квалификации (квалификационные категории)

Иерархические уровни профессионального развития педагога, предъявляющие требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции

12.     

Должностная инструкция

Документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к Работнику, занимающему эту должность

13.     

Дополнительное образование

Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

14.     

Дополнительные общеобразовательные программы

Дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы

15.     

Дополнительные профессиональные программы

Программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

16.     

Дошкольная образовательная организация

Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

17.     

Индивидуальный учебный план

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

18.     

Инклюзивное образование

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

19.     

Качество образования

комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

20.     

Квалификационная категория

Дифференцированный уровень профессионального развития/ дифференцированный уровень квалификации/ подуровень квалификации

21.     

Квалификационная комиссия

Орган, образованный центром оценки квалификации для проведения профессионального экзамена

22.     

Квалификационный экзамен

Форма итоговой аттестации по результатам профессионального обучения для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих

23.     

Квалификация

Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

24.     

Квалификация работника

Уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника

25.     

Ключевые области стандарта педагога

Разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребёнка.

26.     

Компетенция

Способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности

27.     

Конфликт интересов педагогического работника

Ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

28.     

Критерии оценки квалификации в форме профессионального экзамена

Совокупность требований, которым должен удовлетворять соискатель при осуществлении профессиональной деятельности в определенной области оценки квалификации

29.     

Направленность (профиль) образования

Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы

30.     

Независимая оценка квалификации

Оценка соответствия профессиональной квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о квалификации

31.     

Область профессиональной деятельности

Группа схожих видов профессиональной деятельности, которая корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности

32.     

Обобщенная трудовая функция

Совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе

33.     

Образование

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

34.     

Образовательная деятельность

Деятельность по реализации образовательных программ

35.     

Образовательная организация

Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана

36.     

Образовательная организация высшего образования

Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность

37.     

Образовательная программа

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

38.     

Образовательные программы высшего образования

Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

39.     

Образовательные программы среднего профессионального образования

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена

40.     

Образовательный стандарт

Совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации

41.     

Обучающийся

Физическое лицо, осваивающее образовательную программу

42.     

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

43.     

Обучение

Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

44.     

Общее образование

Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

45.     

Общеобразовательная организация

Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

46.     

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом

47.     

Организация дополнительного образования

Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

48.     

Организация дополнительного профессионального образования

Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

49.     

Организация, осуществляющая обучение

Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

50.     

Основные общеобразовательные программы

Образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования

51.     

Отношения в сфере образования

Совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование

52.     

Педагогический работник

Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности

53.     

Подуровень квалификации

Квалификационная категория/ дифференцированный уровень квалификации

54.     

Практика

Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью

55.     

Примерная основная образовательная программа

Учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

56.     

Присмотр и уход за детьми

Комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

57.     

Профессиональная квалификация

Квалификация, подтверждаемая по результатам профессионального экзамена

58.     

Профессиональная компетенция

Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач

59.     

Профессиональная ИКТ-компетентность

Квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо

60.     

Профессиональная образовательная организация

Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования

61.     

Профессиональное образование

Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности

62.     

Профессиональное обучение

Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)

63.     

Профессиональный стандарт

Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

64.     

Профессиональный стандарт педагога

Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

65.     

Профессиональный экзамен

Форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта

66.     

Региональное дополнение к профессиональному стандарту

Документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте

67.     

Самооценка профессиональной деятельности учителя

Этап сдачи профессионального экзамена педагога, который предполагает заполнение Карты самооценки (самообследования) профессиональной деятельности педагога на установление дифференцированного уровня квалификации

68.     

Свидетельство о квалификации

Документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена

69.     

Сертификация квалификации работников

Внешняя оценка квалификации работников, проводимая на основании профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия – на основании иных квалификационных требований, утвержденных в установленном законодательством порядке, центрам сертификации квалификации

70.     

Система оценки квалификаций

Совокупность участников, норм, правил, процедур, связанных с организацией деятельности по оценке квалификаций

71.     

Соискатели

Физические лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующие на подтверждение профессиональной квалификации и подавшие заявление в центр оценки квалификации о прохождении профессионального экзамена

72.     

Средства обучения и воспитания

Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности

73.     

Трудовая функция

Система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции

74.     

Трудовое действие

Процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача

75.     

Трудовой договор

Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя

76.     

Уровень образования

Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований

77.     

Участники образовательных отношений

Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность

78.     

Участники образовательных отношений

Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность

79.     

Учебный план

Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся

80.     

Федеральные государственные требования

Обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти

81.     

Федеральный государственный образовательный стандарт

Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

82.     

Центр оценки квалификации

Юридическое лицо, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям для проведения оценки квалификации

83.     

Эксперт квалификационной комиссии

Физическое лицо, аттестованное в установленном порядке Советом по профессиональным квалификациям, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия соискателя  критериям оценки квалификации в форме профессионального экзамена и включенное в реестр экспертов по оценки квалификации

84.     

Эффективный контракт

Трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

 

Added By Plugin From Parameter - 111820

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!